Специалисты компании «Авангард Авто», как и прежде, регулярно мониторят самые свежие и актуальные новости автомобильного мира и в этот раз наткнулись на любопытный материал. А именно — куда правильно жаловаться на плохое состояние автомобильных дорог, что сейчас является одной из наиболее острых тем как в Оренбуржье, так и по всей России. Кто-то отнесется скептически к приведенному ниже материалу, но, возможно, из него можно сделать выводы и почерпнуть что-то интересное для себя. Российские дороги пока еще далеки от идеала, но постепенно их состояние улучшается. Огромную роль в этом играет в том числе и каждый из нас. Рассказываем, что может сделать водитель, пешеход, велосипедист, чтобы наши дороги стали лучше.
Водители первыми замечают ямы. Пешеходы — видят, где провалился тротуар или нужен дополнительный безопасный пешеходный переход. Люди с ограниченными возможностями — единственные, кто по-настоящему может оценить доступность среды. Это понимают и дорожные строители, и теперь в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» введена «должность» общественного контролера. Заступить на эту нелегкую, но полезную службу может любой гражданин Российской Федерации. Сегодня мы расскажем, как при помощи нацпроекта построить отличную дорогу «для себя».
Кто такие общественные контролеры?
В первую очередь, это неравнодушные люди. Таких среди нас на самом деле большинство, потому что все мы хотим ездить по хорошим дорогам. Действенный способ помочь их улучшить, — вместо размещения жалоб в соцсетях, поработать общественным контролером.
Их сообщения о дефектах и нарушениях сразу попадают к дорожникам, а они, в свою очередь, обязаны в кратчайшие сроки выйти на связь, уточнить информацию, уведомить о сроках устранения проблемы, осуществить ремонт и отчитаться о проделанной работе. Чтобы стать общественным контролером, нужно зарегистрироваться и авторизоваться на сайте национального проекта. Там же можно отправлять жалобы, подкрепленные фотографиями состояния дорожного полотна. После авторизации стоит подробно заполнить личную информацию и контактные данные, чтобы получить по своему обращению обратную связь.
Какие у общественных контролеров полномочия?
Система устроена почти как в знакомом многим проекте «Активный гражданин», но с интересными нюансами. Работа контроллера не ограничивается только сообщениями о существующих проблемах. Если есть время и желание — вы можете присутствовать при выполнении и приемке работ, контролировать и даже корректировать их ход. Бывает, что ремонтировать начали не в том месте, на которое была подана жалоба, — общественный контролер имеет право указать на ошибку.
Программа позволяет привлечь к полезному начинанию не только отдельных частных лиц, но и целые автодорожные факультеты. Например, такой опыт есть в Чеченской Республике. Здесь общественными контролерами стали студенты института строительства, архитектуры и дизайна ГГНТУ им. М. Д. Миллионщикова во главе с директором вуза Саламбеком Алиевым. Он — опытный общественный контролер с двухлетним стажем и более 50 выездами на объекты строительства и реконструкции республиканских автодорог. Активное вовлечение целевых групп граждан способствует достижению еще одной глобальной цели проекта — привести в нормативное состояние максимальное количество автомобильных дорог и снизить количество мест концентрации ДТП.
Зачем дорожникам нужны активисты-непрофессионалы?
В 2021 году от жителей регионов через сайт нацпроекта соцсети, «Карту убитых дорог» и приложение «Госуслуги. Дороги» поступило более 11000 обращений, 90% из которых уже обработаны. Всего в систему общественного контроля вовлечены более 6000 человек.
В Удмуртии контролеры в рамках своей работы приняли участие почти в 200 рабочих и приемочных комиссиях на 88 объектах и прошли пешком почти 300 км свежеотремонтированных дорог.
В Ижевске на 23% снизился уровень брака в уже принятых дорогах — не последнюю роль здесь также сыграл общественный контроль. Аналогичная картина наблюдается и в других регионах.
Кроме того, опытных активистов уже сложно назвать непрофессионалами: во многих регионах для них специально проводят семинары и стажировки. В результате обучения они получают вполне профессиональные знания о дорожном строительстве. Многие идут на эту работу из любопытства. Учитывая, что перед нацпроектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги» стоит амбициозная цель — к 2024 году снизить смертность на российских дорогах в 3,5 раза, — помощь опытных общественников необходима.
Функции и возможности вышеуказанного нацпроекта описаны красиво и подробно. Однако каждый оренбуржец прекрасно видит — как у нас реализуется данный проект. Асфальта на дорогах с каждым днем все меньше, да и прошлогодний уже начал сыпаться и трескаться, а значит грядущим летом стоит ожидать очередных транспортных коллапсов. Мы же, со своей стороны, напоминаем о необходимости вовремя диагностировать и устранять возникающие неполадки в ходовой части автомобиля. Делается это для того, чтобы в дальнейшем избежать уже более дорогостоящего ремонта.